От Редакции. О.Г.Румянцев. Зачем нужна новая Конституция?

От редакции

О.Г.Румянцев, ответственный секретарь Конституционной комиссии, народный депутат РСФСР

Зачем нужна новая Конституция?

(из выступления на Верховном Совете РСФСР, 10 октября 1991 г.)

Вновь и вновь возникает вопрос не о положениях проекта Конституции Российской Федерации, а вопрос политический - нужно ли сейчас принимать новую Конституцию. Я думаю, что именно политические соображения будут двигать депутатами, когда они приступят к голосованию по проекту.

Насущная необходимость новой Конституции, на мой взгляд и на взгляд разработчиков проекта, очевидна. Отмечу лишь двенадцать главных причин.

Первое. Идущее ныне создание нового общественного и государственного строя, ставшее очевидным после августовского путча и его провала, осуществляется указами Президента, распоряжениями мэра, префектов и т.п., идущими "на глазок", интуитивно, а почас и вразрез с действующей Конституцией. Новая Конституция дает системное видение нового строя.

Второе. Нужен документ, который создаст и обеспечит баланс в системе государственной власти. Сегодня многие видят, что есть существенный дисбаланс, нарушение равновесия как между Российской Федерацией и ее частями (т.е. по вертикали), так и по горизонтали, между законодательной и исполнительной властью. Именно целостный Конституционный документ, а не какой бы то ни было закон о государственной власти, о государственной независимости, или какой угодно еще закон призван обеспечить ясное и уравновешенное построение государственной власти Российской Федерации.

Третье. Мы хотели бы, чтобы именно Конституция, а не какой-либо федеративный договор закрепила принцип федеративного государства, чтобы положить конец войне законов, суверенитетов, юрисдикции, а теперь и начавшейся войне независимостей, на которую нас сегодня толкают некоторые бывшие автономии.

Необходимо закрепление Конституционной, а не договорной, федерации. Впрочем, мы не исключаем возможности федеративного договора и даже целой системы договоров между Российской Федерацией в целом и составными ее частями, соглашений между отдельными республиками и землями в составе Российской Федерации (см.статью82проекта).Ноэтидоговорные внутригосударственные отношения должны строиться и действовать только на основе Конституции. Нынешний Основной Закон не дает возможности развития таких договорных отношений и, вообще говоря, не дает представлений о том, что есть наша Федерация и кто ее субъекты. Мы же закладываем четкое разделение на три этажа, на три уровня: федерация в целом; республики, земли - второй этаж; и местное самоуправление.

Четвертое. Мызакрепляемчеткиеистрогие взаимоотношения между Парламентом и Президентом. Избиратели с изумлением наблюдают как разворачиваются какие-то свары, раздоры в коридорах российской власти. Подобное неизбежно возникает из-за нечеткости нынешней Конституции, не дающей ответа на вопрос:что такое новая федеральная исполнительная власть; кем и как она контролируется. Мы даем ответ на эти вопросы. Федеральная исполнительная власть возглавляется Президентом, которому подчиняются Государственный Совет, Совет Безопасности, Совет Министров и территориальные службы федеральных государственных органов и ведомств на местах. Одновременно мы закладываем целый ряд сдержек и противовесов со стороны высшего представительного и законодательного органа. Сегодняшний Верховный Совет иной раз не имеет достаточно полномочий и рычаговдлятого,чтобыэффективноконтролировать исполнительную власть, быть партнером для Президента. Отсюда -хаос, разрушающий самые основы государственной власти. Новая Конституция дает выход в разделе V.

Пятое. Нужно закрепление судебных гарантий прав и свобод, недопущения тоталитаризмаигосподстваопределенной официальной идеологии.Новая Конституция не просто декларирует незыблемость и неотчуждаемость прав и свобод человека. Вы видели, что последний Съезд депутатов Союза сумел лишь продекларировать права и свободы человека, приняв декларацию, но без всяких гарантий, без институтов и методов реализации этих прав и свобод. Можно и нам принять на Верховном Совете закон о правах человека, но он ничего не даст сам по себе. Конституционный документ и в этом случае являет баланс: с одной стороны, широкий, далеко не исчерпывающий каталог прав и свобод человека и гражданина; с другой стороны - новая дееспособная судебная власть.

Права осуществимы настолько, насколько их можно защитить с помощью судебного иска. Это непреложная истина и Конституция пронизана ею. Можно сказать, что судебная власть на сегодня - это забытая власть.Сначаламыувлеклись представительной демократией, сейчас увлекаемся исполнительной властью, но полностью забыли о третьей ветви власти - о судебной власти. В конституционном же государстве последняя является наиболее престижной и влиятельной ветвью государственной власти. И именно новая Конституция, а не закон о судоустройстве, даст возможность возродить судебную власть в системе государственной власти и начать коренную судебную реформу как часть великой конституционной реформы. И тогда гражданин сможет, прийдя в суд, найти там справедливость. Верховный, Конституционный и Арбитражный Суд, другие федеральные суды, высшие суды республик и земель; мировые судьи (избираемые на местах, а не назначаемые - для решения менее важных административных, гражданских и уголовных дел) - целая судебная система заложена в проект новой Конституции.

Шестое. Поракончатьспсихологиейрабстваи иждивенчества, но новая модель взаимоотношений между личностью, обществом и государством не может быть введена чьим бы то ни было Указом, декретом или благим пожеланием. Проект новой Конституции построен на идее общественного договора, согласно которой государству вменяются его обязанности. Не государство предписывает - что может человек и общество, а гражданское общество предписывает государству определенные задачи по защите прав и свобод человека, гарантированию свободного развития институтов гражданского общества.

Седьмое. Через Конституцию мы внедряем сам дух конституционализма, уважения к праву, закону, свободам человека, к суду, к государственной власти. Этого уважения сегодня нет. Нет, условно говоря, учебника для общества и для каждого человека, по которому люди учились бы этому уважению. Нет и практики, воспитывающей это чувство. Новая Конституция призвана изменить эту пагубную черту.

Конституция несет воспитательную нагрузку. Мы не боимся говорить это. В иррациональной России нужен не просто правовой документ, но документ, имеющий воспитательное значение, раскрывающий азы демократии, нормальной жизни, т.е. основы конституционного строя.

Восьмое. Сегодня мы сами своими действиями, в том числе решениями Верховного Совета, унижаем Конституцию: принимаем необходимые законы, принимаем их десятками, а затем под них кроим Основной закон. Никогда не будет уважения к Основному закону, который очень легко изменить, подлатать на условиях текущего законодательства. Поэтому мы предлагаем Основной закон, на основе которого будет действовать и Верховный Совет в своем законотворчестве. Сорок законов предусматривает проект новой Конституции. Часть из них принята, и мы учли их при разработке (Конституция разрабатывалась не в вакууме). Но остальные законы предстоит принять Верховному Совету - уже на основе нового Основного Закона Российской Федерации, а не наоборот.

Девятую причину я бы назвал геополитической. Российская Федерация первой приняла Декларацию о государственном суверенитете. Российская Федерация долго была локомотивом реформ в бывшем Союзе Советских Социалистических Республик. А сегодня она начинает утрачивать авторитет республики - новатора, потому что мы застопорились и стоим на месте. Возникает угроза престижу России. По-видимому, Российская Федерация имеет и исторические, иполитическиеоснованиябытьименно застрельщиком реформ. А не только поставщиком леса и нефти. Принятие новой Конституции позволит нам переместиться на более достойное в морально психологическом отношении место. Это повысит привлекательность России для соседей, с которыми мы сможем со временем образовать новый Союз на договорной основе.

Десятое. Нужны конституционные гарантии открытости и неделимости Российской Федерации. Сегодня мы не можем одной лишь Декларацией о государственном суверенитете защитить нашу территорию. Думаю, что не только меня одного тревожит то, что уже начинаются какие-то закулисные торги российской территорией. Конституция ставит плотный заслон на пути таких сделок: территория Российской Федерации может быть изменена только через волеизъявление населения, выраженное путем референдума; территория Российской Федерации целостна и неотчуждаема. В то же время мы открываемся навстречу соотечественникам, которые оказались за пределами Российской Федерации, и надеемся защищать их с помощью новой Конституции.

Одиннадцатое. Мы до сих пор не имеем четких гарантий для продвижения к рынку, к свободному предпринимательству и свободному труду, к земельной реформе. Конституция дает эти гарантии. Но и здесь нужен баланс. Продвижение к рынку не может существовать без социальных гарантий со стороны государства без участия государства в регулировании хозяйственной жизни. Иначе -ущемление интересов целых слоев населения приведет к взрыву.

Свободная экономика, социальное рыночное хозяйство в то же время должны подпираться социальными обязательствами государства в области развития государственных социальных служб. И опять же никаким законом принципов социального государства и социального партнерства не внедришь. Это сделает новая Конституция.

Двенадцатое. Российская Федерация не сможет стать достойным и равноправным членом мирового сообщества, если мировое сообщество не увидит, что такое есть новая Россия. Мировое сообщество сегодня (вы знаете это из своих поездок в зарубежные страны, выступлений на международных форумах) обеспокоено тем, кто являетсяновымпартнером,насколькомыбудем демократическим государством, надежным и солидным партнером других стран? Я думаю, новая Конституция даст лучший ответ: наше новое государство сопоставимо и совместимо с мировой цивилизацией. Россия приходит с миром, приходит в мир открытой, вовлеченной в мировое политическое, экономическое и духовное пространство.

Я перечислил лишь дюжину весомых причин, которые нас заставляют просить уважаемых народных депутатов во время обсуждения проекта Конституции помнить о политическом ее значении, о ее значении не только на пути в сторону лучшего будущего, но и в деле приостановления нынешнего хаоса и распада Российского государства.

Комментарии:
Быстрый доступ