В этой рубрике собраны мои научные труды, разнообразные публикации, общественные инициативы за последние... упс.. 30 лет...

О. Румянцев Выборы Президента РСФСР: от революции к реформе. (Пять особенностей программы Ельцина) (май 1991 года)

О. Румянцев

народный депутат РСФСР


ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РСФСР: ОТ РЕВОЛЮЦИИ К РЕФОРМЕ

(пять особенностей программы Ельцина)


Выборы первого Президента Российской Федерации - больше чем политическая новинка. Завершается целый этап в истории России и одновременно начинается этап следующий.

Завершается российская демократическая революция, длившаяся с 1987 по середину 1991 года. Она пробудила общество и заложила начала нового строя. Были и неформалы, и "перестроечные" пленумы ЦК КПСС, идеи гласности и экономической реформы, но был и октябрьско-ноябрьский бунт Ельцина и последовавшее судилище над ним. Было многое другое - Сумгаит, МДГ, Литва, отмена 6-ой статьи, 500 дней и проект новой Конституции. И вот лидер демократического движения Ельцин имеет все шансы стать Президентом РСФСР. В положительном исходе предстоящих выборов лично я не сомневаюсь. С победой же начинается период великих реформ.

Особого внимания заслуживает позиция, с которой Б. Н. Ельцин идет на выборы, поскольку она содержит ряд совершенно новых черт. В чем проявляется несомненная эволюция Ельцина как политика. Я хотел бы отметить 5 особенностей этой позиции.

Во-первых, мы видим программу государственного деятеля общенационального размера, а не представителя лишь одной из политических сил. Продолжая стратегическую линию, начатую Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, Ельцин приглашает всех россиян к соучастию в преобразованиях. России нужна не революция, не митинг, не надсадный крик, а спокойная и деловитая реализация уже принятых программ и розданных обещаний. Время веселого штурма уходит в прошлое, наступает время трудных дел..

Во-вторых, предвыборная программа Ельцина проникнута духом согласия. От конфронтации она приглашает к договору противоборствующих сторон. Вы не найдете в ней отголосков воинствующего антикоммунизма - чем обильно запугивает граждан одиозная партийная печать. Сегодня, на новом, более зрелом этапе возрождающаяся Россия нуждается как никогда в компетентности, предприимчивости и порядочности - вне зависимости от цвета партбилета. Лево-радикальные позиции последовательно меняются на лево-центристские, в этом -дальновидный государственный рас чет.

Шаг навстречу был сделан Ельциным, социал-демократами еще во время III-го Съезда депутатов России в марте, когда прозвучала идея Круглого стола национального согласия. Ее не поддержали ни Съезд, ни координаторы Дем. России, ни руководство Компартии РСФСР. Зато поддержал Президент страны и появился документ огромной политической важности, который несомненно войдет в историю: заявление "9+1". Перемирие, достигнутое тогда, дает сегодня зеленый свет конституционному процессу как в Республике, так и в стране в целом.

В-третьих, налицо явный и положительный разворот в сторону проблематики Союза. Когда в 1988-1989 гг. оппозицию не пустили в союзный парламент, лидеры демдвижения пробились на республиканский уровень. И попали в ловушку: начав в парламентах своих республик борьбу с коммунистическим Центром, мы слишком замкнулись на внутренних задачах и стали бороться с веками создававшимся государством, начали крушить его. Курс на государственный суверенитет стали близоруко путать с курсом на государственную независимость. И вот сейчас, осознав тупиковость и бессмысленность игнорирования Союза, Ельцин сделал верный шаг в сторону активного участия в создании Союза суверенных государств.

Демократы всех республик должны обратить на это самое пристальное внимание и сделать выводы: невозможно нам самоустраняться от формирования новой модели и новых органов власти нового Союза.

В-четвертых, мы можем составить четкое представление о направлениях государственного строительства в Российской Федерации. Смысл заключается в действительном разделении властей по горизонтали и по вертикали. Как ответственный секретарь Конституционной комиссии, я хотел бы остановиться на этой стороне реформы.

Мы слишком увлеклись доморощенным советским парламентаризмом, бесконечными съездами, сессиями, законопроектами, регламентами и прочими припарками. Забыв о том, что демократия нуждается в сильных исполнительно-распорядительных приводных ремнях. И еще - в крепких и независимых судах: конституционных, экономических, административных, общегражданских.

Важно, что Президент Российской Федерации становится не только главой государства, но и главой всей исполнительной власти. Предстоит воздвигнуть четыре ее этажа.

I-ый - сам Президент и возглавляемый им Совет Безопасности РСФСР. Сей орган обеспечит коллегиальность принимаемых главой государства ключевых, стратегических решений.

II-ой этаж - новое российское правительство; сооружать его будет сам Президент и мы надеемся получить многопартийное правительство толковых и деятельных специалистов.

III-ий уровень составят уполномоченные Президента по проблемам и регионам, должностные лица, назначаемые лидером России; это позволит выстроить властную вертикаль, взамен разрушенной прежней, наладить бесперебойную связь с местами.

Наконец IV-ый уровень - местная администрация; глава ее будет избираться населением непосредственно, он же самостоятельно будет формировать команду управленцев - с согласия немногочисленного совета. Десоветизация местной власти -требование самой жизни; люди устали от болтовни деревенских псевдо-парламентов, доказавших весь вред ленинской идеи т. н. "полновластия советов". По числу народных избранников на душу населения мы, кажется, перегнали все страны мира.

Но ничего вышесказанного не случится, коли не будет четкого разграничения полномочий и предметов ведения по вертикали: на союзном, общероссийском, республиканском (земельном, краевом, областном) уровнях, а также уровне местного самоуправления. И чтобы никто не залезал ни на верхнюю, ни на нижнюю полку, не хватался за чужие предметы ведения. Только тогда будет порядок в законах, правомочиях и умонастроениях.

Пятая особенность программы Б. Н. Ельцина направленность на возрождение не только крепкого государства, но традиций свободного гражданского общества, основы и залога нашего процветания. Россия может вновь стать краем свободного труда, предприимчивости, веротерпимости, прочной семьи, современных партий, глубокой и многообразной культуры, неотъемлемой частью развитой цивилизации. Объемная сия задача требует обратной связи со стороны россиян: начинающаяся великая реформа будет успешной, если сами граждане смогут восприять ее всем сердцем и, главное, -разумом. Этого требует задача рационализации нашего странного бытия.

Я обращаюсь к гражданам Российской Федерации: в праздничный день 12 июня, до поездки на дачу или загородную прогулку - зайдите на избирательные участки и проголосуйте так, как Вам подскажет голос Вашей совести.

май 1991 года

Комментарии:
Быстрый доступ